Рабочие программы

Рабочая программа по физике

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школы № 152 имени 33 гвардейской Севастопольской ордена Суворова стрелковой дивизии» городского округа Самара с учётом авторской программы   Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / О.В. Данюшенков, О.В. Коршунова. – М.: Просвещение, 2007).

Рабочая программа ориентирована на учебники:

Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский – М.: Просвещение, 2010

Согласно учебному плану на изучение физики в 11 классе отводится 68 часов.

Срок реализации рабочей программы 2 года.

Планируемые результаты.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·         смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

·         смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

·         смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

·         вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

·         описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

·         отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

·         приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

·         воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*      обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

*      оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

*      рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Содержание учебного предмета

Электрический ток, взаимодействие токов, магнитное поле. Основные свойства магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Правило буравчика. Сила Ампера F=IBlsinα. Правило левой руки. Применение закона Ампера. Наблюдение действия магнитного поля на ток. Закон Ампера. Сила Ампера. Правило «левой руки». Применение закона Ампера. Наблюдение действия магнитного поля на ток. Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Сила Лоренца. Правило «левой руки» для определения направления силы Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Применение силы Лоренца. Магнитное поле Применение силы Ампера в технике. Закон электромагнитной индукции. «закон Ампера», «Сила Лоренца», «Закон электромагнитной индукции».  Заряд, магнитное поле. Сила Лоренца. Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. F=qBvsinα. Самоиндукция, индуктивность. ЭДС самоиндукции. Электромагнитная индукция. Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля. Открытие электромагнитных колебаний. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Устройство колебательного контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики электромагнитных колебаний. Формула Томсона. Гармонические колебания. Переменный электрический ток.  Получение перемен. тока. Уравнения ЭДС, напряжения и силы переменного тока. Сопротивление в цепи пер тока. Коэффициент трансформации, принцип действия трансформатора, генератора. Основы электродинамики, электромагнитные колебания. Производство и передача электроэнергии. Типы электростанций. Повышение эффективности использования электроэнергии. Типы электростанций. Повышение эффективности использования электроэнергии. Теория Максвелла. Теория дальнодействия и близкодействия. Возникновение и распространение электромагнитного поля. Основные свойства электромагнитных волн. Скорость света, опыт Физо, опыт Рёмера. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Показатель преломления: относительный, абсолютный. Виды линз. Формула тонкой линзы. Оптическая сила и фокусное расстояние линзы. Построение изображений в тонкой линзе. Увеличение линзы. Дисперсия, опыт Ньютона. Интерференция. Дифракция света. Естественный и поляризованный свет. Применение поляризованного света. Оптика. Световые явленияИзобретение радио Поповым. Принципы радиосвязи. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. Законы электродинамики и принцип относительности . Постулаты теории относительности, относительность одновременности. Релятивистская динамика. Е=mc2. Энергия покоя. Виды излучений. Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение.  Распределение энергии в спектре. Спектроскоп. Виды спектров. Сплошные и линейчатые спектры. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Виды электромагнитных излучений. Квант, E=hv, постоянная Планка Фотоэффект, законы фотоэффекта, формула Эйнштейна, красная граница. Границы применимости законов. Фотон. Гипотеза Де Бройля.Применение фотоэлементов. Давление света. Модель Томсона, планетарная модель атома. Строение атома по Резерфорду. Постулаты Бора.Свойство лазерного излучения. Применение лазеров. Физическая природа, свойства и области применения α,β,γ- излучения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы. Энергия связи, дефект  массы, удельная энергия связи Ядерные реакции. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Деление ядра урана. Цепная ядерная реакция.Ядерный реактор, термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики. Биологическое действие  радиоактивных излечений. Световые кванты. Физика атома и атомного ядра. Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Открытие нейтрино.. Классификация элементарных частиц. Взаимные превращения элементарных частиц. Кварки.

Солнечная система. Планета Луна – единственный спутник Земли. Солнце – звезда. Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Звёзды и источники их энергии. Галактика. Вселенная. Эволюция Вселенной. Происхождение и эволюция Солнца и звезд.

Тематическое планирование

11 класс

№ урока

Разделы и темы программы

Количество часов, отводимых на изучение темы

1-6

Электродинамика. Магнитное поле.

7-10

Электромагнитная индукция.

11-20

Колебания и волны. Механические колебания.

21-27

Строение и развитие Вселенной

60-68

Обобщающее повторение

Итого:68час.

По программе общее количество часов 70, в рабочей программе количество часов 68 за счет резерва.
Тематическое планирование

п/п

Название темы (раздела), урока

Количество часов

I. Электродинамика. Магнитное поле.

Стационарное магнитное поле

2

Сила Ампера

3

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Сила Лоренца

5

Магнитные свойства вещества

6

Зачёт  по теме «Стационарное магнитное поле»

II. Электромагнитная индукция.

Явление электромагнитной индукции

Направление индукционного тока. Правило Ленца

9

Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

10

Зачёт  по теме «Электромагнитная индукция»

1

III. Колебания и волны. Механические колебания.

11

Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника»

12

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями

13

Решение задач на электромагнитные свободные колебания

14

Переменный электрический ток

15

Трансформаторы

16

Производство, передача и использование электрической энергии

17

Волна. Свойства волн и основные характеристики

Опыты Герца

19

Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи

20

Зачёт  по теме «Колебания и волны»

1

IV. Оптика. Световые волны.

21

Введение в оптику

22

Основные законы геометрической оптики

23

Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла»

24

Лабораторная работа №5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

25

Дисперсия света

26

Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны»

27

Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света

1

V. Элементы теории относительности.

28

Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна

29

Элементы релятивистской динамики

30

Обобщение по теории относительности

VI. Излучение и спектры.

31

Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений

32

Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

33

Зачёт по теме «Оптика. Излучение и спектры.»

VII. Квантовая Физика.

34

Законы фотоэффекта

35

Фотоны. Гипотеза де Бройля.

36

Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света

37

Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом

38

Лазеры

39

Зачёт   по теме «Световые кванты»

40

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

41

Радиоактивность

42

Изотопы.

43

Строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер.

44

Ядерные реакции

45

Деление ядер урана

46

Цепные ядерные реакции

47

Ядерный реактор

48

Термоядерные реакции

49

Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений

50

Элементарные частицы

51

Зачёт  по теме «Физика ядра и элементы физики элементарных частиц»

1

VII. Строение и развитие ВСЕЛЕННОЙ.

52